Наш закон примут без нас?
Похоже, что страсти по закону «О патентных поверенных» улягутся нескоро. Судите сами: в № 1/2008 г. журнала «Патентный поверенный» было опубликовано письмо президента Ассоциации российских патентных поверенных В.А.Германа, адресованное первому заместителю председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведеву. В нем излагались и обосновались причины того, почему АРПП считает необходимым внести в проект федерального закона «О патентных поверенных» некоторые изменения и дополнения.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ответ, поступивший из департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки Российской Федерации.
Президенту
Ассоциации российских
патентных поверенных
В.А.Герману
Уважаемый Валерий Айзикович!
Департамент научно-технической и инновационной
политики Министерства образования и науки Российской Федерации по поручению аппарата Правительства Российской Федерации
рассмотрел Ваше обращение, поступившее на имя первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации
Д.А. Медведева, и сообщает.
Поднимаемый Вами вопрос о взаимодействии федеральных органов исполнительной
власти с самоуправляемыми профессиональными объединениями является, безусловно, важным и актуальным. В настоящее
время Государственный реестр патентных поверенных (далее Реестр), ведение которого возложено на Роспатент
на основании пункта 10 Положения о патентных поверенных (далее Положение), утвержденного постановлением Совета
Министров Правительства Российской Федерации oт 12 февраля 1993 г. № 122, насчитывает более 1200 патентных
поверенных.
Согласно пункту 16 Положения патентные поверенные могут создавать в соответствии
с законодательством Российской Федерации агентства патентных поверенных и другие предприятия, а также общественные
объединения и профессиональные ассоциации, в том числе с учетом специализации по объектам промышленной собственности,
отраслям науки и техники. По сведениям из Реестра, в Российской Федерации насчитывается значительное количество агентств
и иных объединений (ассоциаций) патентных поверенных, среди которых можно назвать, например, ООО «Юридическая фирма
«Городисский и партнеры», ООО «Союзпатент», Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных и другие.
Структура и функции федеральных органов исполнительной власти установлены Указом
Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314, в соответствии с которым Правительством Российской Федерации
утверждены положения об этих органах. Согласно Положению о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам
и товарным знакам, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 299
(с изменениями от 22 апреля 2005 г. № 247) государственная функция по аттестации и регистрации патентных поверенных
Российской Федерации и выдаче им соответствующих свидетельств возложена на Роспатент. Кроме того, согласно постановлению
Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной
собственности, патентам и товарным знакам» на Роспатент также возложена функция по осуществлению контроля за
выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. До настоящего
времени вопрос о передаче указанной государственной функции общественной организации никем не поднимался и, соответственно,
не обосновывался.
Что касается вопроса о создании саморегулируемой организации патентных поверенных,
а именно Российской палаты патентных поверенных, как органа самоуправления патентных поверенных, то представляется,
что его реализация является, безусловно, важной как для государства, так и сообщества патентных поверенных, но не
в рамках данного законопроекта. Статья 1247 Гражданского кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что
закон должен регламентировать лишь вопросы, которые затрагивают требования к патентному поверенному, порядок его
аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов
интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Поэтому круг вопросов, подлежащих законодательному регулированию,
строго определен законодателем. Вопросы, касающиеся создания саморегулируемых организаций, регулируются федеральным
законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Кроме того, вопрос о регулировании в законопроекте положений о Российской
палате патентных поверенных отсутствует в одобренной комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной
деятельности концепции проекта федерального закона «О патентных поверенных».
Вместе с тем в доработанном законопроекте учтено Ваше предложение об обязанности
патентного поверенного уведомить об имеющемся поручении правопреемников доверителя, а при их отсутствии федеральный
орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в случае ликвидации юридического лица или смерти доверителя,
интересы которых представлял патентный поверенный, и предложение об исключении обязанности патентного поверенного повышать
свою квалификацию посредством обучения на курсах повышения квалификации, участия в конференциях и семинарах.
Остальные предложения либо выходят за рамки утвержденной концепции законопроекта,
либо носят редакционный характер, либо предлагают излишне подробно регламентировать те или иные вопросы, что представляется
недопустимым в законодательном акте, но может быть учтено при разработке соответствующих подзаконных актов.
Директор департамента
А.В.ХЛУНОВ
От редакции. Полагаем, что приведенное письмо для патентных
поверенных малоутешительно. А что думаете вы? Не молчите, высказывайте свои мысли, замечания, предложения. Общественное
мнение великая сила. Давайте думать и действовать сообща.